ГлавнаяНовости со всего мираБудет ли в России дефицит шин?
20.05.2022

Будет ли в России дефицит шин?

Центр аналитики и экспертизы ПСБ составил прогноз по российскому шинному рынку

Российский рынок автомобильных шин достаточно емкий: в 2021 году объем производства достиг 50 млн шт. Это около 2,5% от мирового выпуска. Потребность российского рынка в шинах составляет почти 49 млн шт. Почти половина отечественных шин направлялась на экспорт в страны СНГ и ЕС, и примерно столько же импортировалось, говорится в результатах нового исследования Центра аналитики и экспертизы ПСБ. 

russia-forecast-nm-19052022-1.jpeg

Крупнейшие поставщики автомобильных шин в Россию – китайские производители, чья продукция ориентирована в основном на массовый сегмент. Они почти на четверть обеспечивают поставками отечественный рынок шин, и на них приходится почти половина всего
импорта.

Среди отечественных производителей лидерство принадлежит шинному комплексу Kama Tyres с брендами Kama и Viatti (18% рынка), который ранее входил в группу «Татнефть», а не так давно был продан «Татнефтехиминвест-холдингу». Он же является крупнейшим поставщиком шин для автомобилей, собираемых в России. Другой крупный российский производитель - компания «Кордиант», которая обеспечивает около 6% потребностей российского рынка шин.

Крупным производителем в сегменте «премиум» является финская Nokian, которой принадлежит 10% поставок на российский рынок. Пока компания заявила, что продолжает работать в России. Ее уход с отечественного рынка, по словам аналитиков, маловероятен, поскольку 82% производства (17 млн шт.) в России экспортируется.

Среди иностранных производителей лидерство принадлежит итальянской Pirelli, которая приостановила инвестиции в Россию и ограничила объемы производства. Прекратили производство и поставки Michelin и Bridgestone, тогда как Continental после остановки завода возобновила выпуск шин в стране, а Yokohama должна сделать это в начале июня. Приостановку деятельности компании объясняли логистическими проблемами, в частности, задержками поставок сырья, химических компонентов, а также ростом издержек из-за девальвации курса рубля. Суммарно на них приходится около 26% поставок в Россию, что, как отметили аналитики, может привести к «незначительному дефициту шин премиум-сегмента». 

russia-forecast-nm-19052022-2.jpeg

Основное сырье для производства шин – каучук (натуральный и синтетический). Другие компоненты необходимы для придания шинам дополнительных технических свойств Россия является одним из самых крупных производителей синтетического каучука в мире. Он производится на площадках «Нижнекамсканефтехима», СИБУРа. 

«Мощности отечественных каучуковых заводов позволяют полностью покрыть потребности российской шинной промышленности. Другие же химические компоненты, в частности, технический углерод, сера, кремниевая кислота также имеют локализованное производство», - отметили аналитики.

Натуральный каучук также необходим для производства шин. На 97% его производство сконцентрировано в Юго-Восточной Азии и Латинской Америке. «Ограничения поставок из этих регионов в большей степени вызваны логистическими проблемами и носят скорее краткосрочный характер. Возможный срок решения этих сложностей – около полугода», - уверены эксперты.

По поводу того, будет ли дефицит шин в России, аналитики отметили: «Отгрузка шин на склады планируется заранее, и к летнему сезону большинство дистрибьюторов уже закупили достаточное количество запасов. Поэтому дефицита шин с посадочным диаметром менее 18 дюймов на российском рынке не ожидается. Немного сложнее, (но не критична) ситуация с зимними шинами. Российские производители имеют мощности для их выпуска и потенциал для увеличения производства. Проблемным, но решаемым вопросом остается налаживание логистических цепочек поставки компонентов, да и до начала нового зимнего сезона остается еще более полугода. С учетом снижения производства и поставок автомобилей потребность в новой зимней резине в России снизится. Приостановка работы западных производителей сильнее всего затронет шины больших размеров (более 18 дюймов). Именно в этом сегменте высока доля импорта и поставок зарубежных компонентов для производства. Решить данную проблему может увеличение импорта шин соответствующих размерностей из Китая, в частности, марок Triangle, Goodride и Sailun».

По словам экспертов, производственные мощности отечественных компаний «достаточно высоки для удовлетворения внутреннего спроса, а в случае сохранения текущей ситуации с иностранными игроками отрасль сможет компенсировать выпадающие объемы».

«Уход западных производителей дает возможность нарастить объемы китайским игрокам (Triangle, Goodride и Sailun). С учетом их активной экспансии как на автомобильном рынке России (по итогам 2021 года рост доли до 10%), так и на шинном, представляется неплохая возможность создания совместных российско-китайских предприятий по производству шин на территории нашей страны», - добавили аналитики.


Возврат к списку