ГлавнаяНовости со всего мираКак делают этикетки для новой шинной маркировки
03.04.2020

Как делают этикетки для новой шинной маркировки

Участники проекта по введению новой шинной маркировки в России рассказали о деталях процесса 

Как знают профессиональные игроки шинного рынка, в России вводится новая маркировка в системе «Честный ЗНАК», без которой шины в России нельзя будет продавать с 15 декабря 2020 года. Система призвана позволить государству, производителю и покупателю (с помощью мобильного приложения) по индивидуальному коду прослеживать всю цепочку поставки от производства до розничной точки и проверять легальность товара.

Система уже работает для сигарет, лекарств, шуб и меховых изделий, и прослеживает более 15 миллиардов товаров. В 2020 году обязательная маркировка вводится для товаров легкой и обувной промышленности, для парфюмерии, для молочной продукции, для автомобильных шин и покрышек.

Пока продавцы и производители только осваивают маркировку, и вопросы, естественно, есть. Какими должны быть метки для маркировки и как они будут держаться на шинах, которые до пяти лет могут «кочевать» по складам и магазинам, храниться под солнцем, дождем и снегом, тереться о стены и друг об друга при перевозке и перегрузке? На эти вопросы ответили представители оператора маркировки, поставщиков и пользователей.

Как делают этикетки для новой шинной маркировки

Когда было решено ввести новую маркировку шин, было ли понимание, как отрасль сможет это реализовать, кто им все это внедрит?

Кирилл Волков, руководитель товарной группы «шины» ЦРПТ: К началу проекта по шинам мы уже имели опыт запуска маркировки в других отраслях и на производстве, и в процессах импорта, и в оптово-розничном звене. В то же время каждая товарная группа уникальна, например - шины продаются без упаковки и маркировку надо наносить на сам товар. Это была новая задача. Конечно, мы спросили производителей, какие технологии для внутренней маркировки они сейчас используют, и сами съездили почти на все шинные производства и крупные складские площадки в России.

Так сложился круг производителей и поставщиков, которые заинтересовались участием в эксперименте по маркировке. По итогам встреч с отраслью мы решили, что обязательная маркировка будет в виде наклейки с кодом Data Matrix, но производители имеют право дополнительно использовать лазерную гравировку или RFID метки. Также решили не маркировать велосипедные и авиационные шины. Регуляторы пошли отрасли на встречу в этих инициативах.

Участие разработчиков аппаратных и программных решений в эксперименте сослужило огромную службу всей отрасли, которая теперь имеет в своем распоряжении полностью готовый продукт и выбор из нескольких технологий маркировки.

Почему решили участвовать в проекте? 

Владислав Внуков, менеджер по продажам специальной маркировки Tapeline Print: Наша компания занимается дистрибуцией специальных материалов для промышленности, клейких и защитных пластиковых лент, клеевых составов. Например, мы поставляем специальную ленту для защиты фюзеляжа самолетов при перекраске. Сюда же относятся и промышленные этикетки. То есть маркировка промышленных товаров – это знакомый нам рынок. Поэтому мы решили предложить шинникам свои услуги.
Андрей Половников, руководитель отдела проектов ID-Russia (занимается разработкой ПО): Мы работаем с шинными заводами более 10 лет, поэтому задачу нам поставили сами производители. Наш профиль – системы автоматической идентификации и учета – поэтому мы давно начали сотрудничество с «Честным ЗНАКом» и уже запускаем решения по маркировке в других отраслях.

Каков был подход к выполнению задачи?

Tapeline Print: Маркировка шины – сложный технологический процесс. Поэтому мы уделили большое внимание подбору адгезива (клея) для маркировки, поскольку в состав шинной резины входит множество пластификаторов, разрушающих 99% стандартных клеев. Вторая задача – подобрать стойкий материал и технологию печати для лицевого слоя этикетки.

ID-Russia: Всегда кто-то становится пионером и первым нам эту задачу поставил завод Cordiant, с которым мы давно работаем. Мы предложили заказчикам взять за основу уже применяемую на заводах технологию маркировки шин серийной этикеткой, ввариваемой в поверхность при производстве шины. Изменился только формат этикетки – предложили попробовать размер 19х19 мм, что оптимально для кода маркировки и допустимо для размещения на шине с учетом возможного использования кода в линиях автоматизированного контроля. Этот вариант маркировки был успешно апробирован на трех материалах, которые мы получаем от разных производителей, что на сегодня важно для снижения рисков производства.

Как делают этикетки для новой шинной маркировки

Каков конечный результат?

Tapeline Print: Мы сосредоточились на разработке универсальной этикетки, которую одинаково просто клеить на готовую продукцию на заводе и на товарные остатки у любо дистрибутора. В качестве материла остановились на самоклеящейся полипропиленовой пленке со сверхсильным клеем на резиновой основе, которую мы производим сами здесь в России. Материал универсальный, подходит для термотрансферной, флексографической и цифровой печати. Клей держит этикетку на шине в диапазоне температур, который составляет от -40 до +80°С.

ID-Russia: Есть два подхода к нанесению этикетки на шины. Маркировка до вулканизации и маркировка после вулканизации. И оба варианта отрасли нужны.

Нанесение маркировки до вулканизации дает абсолютно несъемную маркировку. Практически все заводы используют эту технологию для нанесения серийного номера шины. С виду это обычная клейкая этикетка, которая наносится на «зеленую» шину в область бортового кольца вручную или аппликатором и затем вваривается в шину в процессе вулканизации, становясь частью шины. Это обычно белая этикетка с линейным штрих-кодом и цифрами, размером, например, 50х11 мм. Стойкость такой маркировки практически стопроцентная до момента продажи. Но на производстве этикетка должна выдержать вулканизацию при температуре до 300°С, поэтому печать должна быть очень стойкой. Такие этикетки заводы заказывают готовыми с персонализированной печатью в большей части из-за рубежа. 

Но все понимают, что стопроцентных показателей не бывает, поэтому появляется вторая маркировка – после вулканизации. На заводах это ремонтная этикетка для случая, если ввариваемую этикетку невозможно идентифицировать. Также она подходит и для маркировки остатков. За основу решения можно брать маркетинговую товарную этикетку со стойкостью от 70 до 90%. Чтобы ее нельзя было переклеить с одной шины на другую, мы подобрали максимально стойкие клеи и можем предложить материалы, которые разрушаются при попытке снять этикетку.

Сегодня мы сосредоточились на решениях для заводов – на этикетке до вулканизации. Мы локализовали производство в России и готовы и к серийному выпуску шинных этикеток. Можем печатать даже небольшими партиями и быстро доставлять, что сложнее сделать коллегам из-за рубежа.

Как проходило сотрудничество с ЦРПТ?

Tapeline Print: Мы специализируемся на материалах и печати, поэтому важен контакт с оператором и с отраслью для понимания всех аспектов использования маркировки, процессов генерации, ввода в оборот и учета кодов. Это общение было очень конструктивным и помогло нам в разработке решения.

ID-Russia: Мы выступаем и как интегратор, и как поставщик средств маркировки почти во всех отраслях, поэтому давно участвуем в пилотных проектах с ЦРПТ. Тем не менее, при масштабировании системы маркировки на новую отрасль есть свои нюансы требований и процессов. Поэтому консультации ЦРПТ по вопросам интеграции с системой нам требуются регулярно, и мы эту помощь оперативно получаем. Если что-то пока работает не совсем, как задумывалось, значит нужно приложить усилия и вместе доработать. От этого зависит комфортность входа отрасли в проект.

Как делают этикетки для новой шинной маркировки

Что говорят участники рынка?

Давид Рау, начальник информационного отдела «Петрошины»: С февраля 2019 года «Петрошина» сотрудничает с ЦРПТ в эксперименте по маркировке шин. Для разработки этикеток с надежной фиксацией обратились к Tapeline. С ними мы опробовали несколько материалов, способов нанесения маркировки и типоразмеров этикеток. Для себя выбрали размер 20х30 мм, как самый удобный с точки зрения печати и читаемости для мото- и сельхозшин.

Пока мы опробовали этикетки на опытных партиях. Отработка нанесения маркировки в промышленных объемах нам только предстоит. Тем не менее, с июля 2020 года мы планируем перейти к целевому процессу маркировки всей выпускаемой продукции, подлежащей маркировке.


Возврат к списку

Мы в Instagram